ПРЕССА

ПРЕСС-РЕЛИЗ КОНЦЕРТА «50 НА ДВОИХ» В ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ

10 ПЕРЕКРЕСТКОВ НА ДОРОГАХ «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» И «ВОСКРЕСЕНИЯ«

  1. Начнем с лидеров. Небезызвестные Андрей Макаревич и Алексей Романов учатся в одном и том же институте — Московском Архитектурном.
  2. Эти же товарищи отчисляются из вышеназванного ВУЗа за излишнюю «волосатость». Распоряжение Райкома Коммунистической Партии звучит так: «очистить ряды советских студентов от волосатой нечисти». Однако, спустя некоторое время, обоих восстанавливают.
  3. Состав «Машины времени» образца 1974-1975 годов выглядит так: Андрей Макаревич — Сергей Кавагое — Александр Кутиков — Алексей Романов (вокал, гитара). «Однажды Андрей пригласил меня петь в «Машине времени», потому что я тогда считался русским Томом Джонсом», — скромно комментирует Алексей. Однако у корабля не могло быть двух капитанов, и вскоре Романов решил, что ему целесообразнее ждать своего часа без «Машины». И ушел.
  4. В 1979 году из «Машины времени» уходят Евгений Маргулис и Сергей Кавагое. Объединившись с Алексеем Романовым, который к тому времени уже имеет массу музыкального и поэтического невостребованного материала, они создают группу «Воскресение». В качестве соло-гитариста решено позвать Алексея Макаревича, двоюродного брата Андрея.
  5. Свою первую запись «Воскресение» осуществляет на учебной студии ГИТИСа, которая в ту пору являлась базой нескольких известных рок-групп. Там же записывала свои альбомы и «Машина времени».
  6. В первой записи «Воскресения» принимает участие Петр Подгородецкий, впоследствии — самый знаменитый клавишник «Машины времени».
  7. Звукорежиссером первого альбома «Воскресения» становится музыкант «Машины» Александр Кутиков.
  8. В преддверии Олимпиады — 80 власти создают иллюзию демократических перемен в стране, для чего придумывают радиостанцию Radio Moscow World Service, вешающую на Запад. В ротацию этой радиостанции попадают песни как «Машины времени», так и «Воскресения».
  9. В первые же месяцы своего существования «Воскресение» приобретает популярность. За дела группы берется Ованес Мелик-Пашаев, бывший одно время директором «Машины времени». Общий менеджмент обоих коллективов — обстоятельство, которое не изменилось до сих пор. В данный момент общим директором и «Машины» и «Воскресения» является Владимир Сапунов.
  10. И, наконец, предстоящее событие. «50 на двоих» — совместное выступление обеих команд на сцене Государственного Кремлевского Дворца. История и в прошлом богата выступлениями «Машины» и «Воскресения» на одной сцене. Но, как правило, в совместных концертах они играли по очереди, в разных отделениях. Так что этот концерт грозит стать первым НАСТОЯЩИМ «джемом» двух легендарных групп.

КТО ВИНОВАТ, СКАЖИ-КА БРАТ

Возникает совершенно правомерный вопрос: «ПОЧЕМУ они не играли вместе раньше?»

Как правильно заметил известный рок-критик Андрей Бурлака, «Название группы в какой-то мере определяет ее будущее. Если «Машина времени» в соответствии с названием всегда двигалась прямолинейно и целеустремленно, шаг за шагом приближаясь к своим звездным вершинам, то «Воскресение» время от времени исчезало, но всегда возрождалось из собственного пепла вновь, игнорируя при этом поступательное движение времени и нимало тем не смущаясь». Что касается группы «Воскресение», она существует в нынешнем составе всего лишь последние 5 лет, (собравшись заново, фактически «по просьбам трудящихся«). И только сейчас, когда все у них более или менее стабилизировалось, музыканты могут думать о совместных концертах. Что, конечно, интересно и «Машине времени», которая рада сыграть концерт со своими старыми друзьями.

Однако и у «Машины» есть кое-какие перемены, касающиеся состава. В СМИ в последнее время довольно плотно обсуждался уход из группы одного из ярчайших ее представителей — Петра Подгородецкого, который совершенно неожиданно был заменен на ... Андрея Державина. «Не плачь, Алиса. Ты стала взрослой...» Невероятно, но факт. Однако Андрей — довольно эрудированный и уважаемый музыкант. За свою жизнь ему приходилось работать с самыми разными музыкантами, (в том числе с Александром Кутиковым и Евгением Маргулисом). Поэтому долго привыкать к новому статусу не пришлось. Андрей Макаревич прокомментировал этот момент биографии группы следующим образом:

«У нас всегда было так. Все происходило так, как происходило. Если кто-то уходил, значит, так должно было быть. И кто-то приходил на смену. И, как правило, всегда получалось чуть-чуть лучше, чем было. Так что я очень спокоен по поводу нашей последней замены. И могу успокоить тех, кто, скажем, нам не доверяет на этом этапе. Они послушают, как получается, и убедятся в том, что мы были правы. Мы-то уже знаем, что правы. Мы довольно часто пересекались. Саша Кутиков знает его лет 10, наверное. Я и Женя Маргулис — лет 6. Саша работал с ним, записывал некоторые его вещи, да и Андрей ему помогал в работе над сольным альбомом. На самом деле, мало кому известно, насколько Андрей — разносторонний и профессиональный музыкант. Это мы его знаем давно. И он нам очень подходит и по человеческим и по музыкальным качествам. Это редкое совпадение.

ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ... (О СОБЫТИИ)

Андрей Макаревич
Для меня цифры вообще ничего не значат. Их придумали люди, и не более того. Я вижу замечательный повод сыграть настоящий джэм с командой, с которой уже лет 20 это стоило делать периодически. Мы все очень хорошо знали друг друга и общались иногда, но не на сцене. Для меня, собственно, эта концертная затея тем и ценна, что наконец-то мы вместе сыграем.

Евгений Маргулис
Честно говоря, 50 — не более чем цифра. Возраста боятся только дураки. А я как-то не боюсь и чувствую себя нормально. Думаю, что концерт будет веселее, чем обычно — «компашка» хорошая собирается. Идея эта, по-моему, пришла в голову Вовке Сапунову, если мне не изменяет память. Он предложил, и мы в первый раз попробовали в Питере. Получилось очень хорошо. Но в Кремле будет лучше. Мы вывалимся на сцену и будем играть. Мне проще, я знаю песни тех и других. Но мне же будет и значительно хуже, я со сиены даже не смогу свалить, в отличие от коллег.

Александр Кутиков
Я к датам вообще отношусь очень спокойно. 50, 100, год, три — для меня это не имеет никакого значения. Поступило предложение поиграть вместе. Моя первая мысль — с удовольствием, но не хотелось бы играть просто по отделению. И по принципу: «давайте мы сыграем несколько ваших песен, а вы сыграете несколько наших». И я предложил сначала Андрею, потом уже Андрей предложил Леше Романову другую схему концерта: чтобы две группы находились на сцене одновременно. Чтобы были блоки по 3-4 песни, в зависимости от того, как все сформируется. Как бы семейное действо. Мы действительно так давно друг друга знаем и так хорошо друг к другу относимся, что, можно сказать, что это такая семейная музыкантская вечеринка. И неважно — где. Важно — что и как.

Валерий Ефремов
Я не могу сказать, что я 50 лет расцениваю, как какой-то физический интервал. На два коллектива, по-моему, нормально. Отлично, что мы играем вместе. Идея очень необычна сама по себе. Я, честно говоря, нигде не видел аналогов.
Андрей Державин
У нас было всего три дня на репетиции, мне пришлось очень много разучить. Поэтому сейчас, наверное, я чувствую, в первую очередь, ответственность в связи с предстоящим концертом, а уже потом все остальное. Придется играть много нового, хочется сделать это хорошо.
Алексей Романов
50 лет — это ужасно. Чем дальше, тем страшнее. Я начал бояться возраста с годами. Успокаивает то, что это старые друзья. Слава Богу, они поддержат. В ГКД я последний раз видел Стинга, и Стинг такой маленький был на этой огромной сцене, хотя не так уж далеко мы сидели. Себя представить из зала таким муравьем очень трудно, хотелось бы быть поближе. Постараемся задавить звуком. Идея концерта возникла как-то из воздуха, мне кажется. Но никто особенно на эту тему не размышлял, не распространялся. Просто «давай сыграем вместе «50 на двоих?». «Давай сыграем, — отличная идея». Мы поехали в Питер, и прямо во Дворце спорта, как положено, при огромном скоплении народа, сыграли. И такой был восторг в зале, что захотелось еще и еще.
Андрей Сапунов
50 на двоих... Ничего особенного, на самом деле. Просто, доигрались. Мы обсуждали возможные варианты залов. Кстати, это мое предложение было — ГКД. Не знаю, было ли оно учтено при выборе. Я перебирал в голове все возможные площадки и выбрал эту. Просто ни разу не был на этой сиене, был только как зритель в зале.
Михаил Шевяков
Я, честно говоря, не знал, что проект предполагается в таком виде, в котором он сейчас существует. Я думал, что в «50 на двоих» будет 2 отделения. Как выяснилось, будем играть все сразу. Мы не репетировали, не готовились. Надеюсь, все получится удачно. Для меня концерт в Кремле — приятное событие. Никогда в Кремле не играл.

МЫ ПЬЕМ ДО ДНА ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ...

За долгую историю в «Машине» и «Воскресении» переиграло немалое количество музыкантов. Что же произошло с теми, кто играл в обеих группах раньше, но «не дожил» по тем или иным причинам до звездного часа? В этом контексте отдельно стоит поговорить о двух музыкантах, — Константине Никольском, личности не менее легендарной, чем Алексей Романов. И о Сергее Кавагое, игравшем когда-то в «Машине времени», и стоявшем у истоков «Воскресения».

Константин Никольский, пробывший в «Воскресении», кстати, совсем недолго, и по сей день продолжает сочинять песни, периодически играя концерты. Он довольно болезненно реагирует, когда его спрашивают о «Воскресении», а группа в основном воздерживается от комментариев. Но кое-что все-таки рассказал о Никольском Алексей Романов:

Костя как пришел со своими песнями, так с ними и ушел. Для меня мало что изменилось. Мы с ним не так долго проиграли. Он, конечно, очень профессиональный человек, и это здорово. Но, мне кажется, важнее психологический климат. Когда не надо ни о чем разговаривать, ни о чем договариваться. Когда существует телепатическая связь внутри коллектива. Мне кажется, ему было очень трудно с нами. Он всегда был сам по себе. Когда мы были помоложе, все это как-то легче происходило. Сейчас из него уже вырос мэтр, слова ему поперек не скажи. Но вообще-то палец в рот лучше не класть никому.

Что же касается Сергея Кавагое, то несколько лет назад он уехал на родину своих предков, в Японию, а сейчас перебрался в Канаду. Ловит рыбу, собирает грибы, бездельничает — живёт так, как всегда жил. На концерт он приглашен, и ребята очень надеются, что он приедет.

ПРОГРАММА

Теперь — самое интересное, — программа. И главное, что сразу хочется отметить, это единственная концертная программа, которая НЕ РЕПЕТИРОВАЛАСЬ. Это значит, что у вас есть шанс присутствовать при чистой импровизации. Когда и где еще вы такое увидите? Гигантский «квартирник» в Кремле...

Мало того, что программа не репетировалась, она, можно сказать, почти не обсуждалась. Собственно, зачем, если обе команды и так настолько хорошо знают песни друг друга, что, кажется, начни «Воскресение» играть любую свою песню, «машинисты» тут же ее подхватят. И наоборот.

Однако кое-что для концерта все-таки отобрали, предупредив, правда, что могут менять все прямо на ходу. Происходило это так. Во-первых, вспомнили, как недавно играли в Питере, — так, как шло по настроению. Вспомнили, что было хорошо, что-то зафиксировали, что-то поменяли. Во-вторых, посидели, подумали, и выстроили программу так, чтобы было понемногу из каждого периода. Получились несколько блоков: грустный, радостный и т.д. Все по минимуму. Концерт-то не резиновый. Отбирали буквально по принципу: «обязательно сыграть то, без чего просто нельзя представить себе сие событие». Сначала — песни более новые. А потом -Поворот», «Марионетки», «Снежная баба», и, конечно, «Кто виноват?», — как же без них?

«Машина времени» и «Воскресение» — это то, с чего начался московский рок, который всегда был свободным от какой бы то ни было идеологии. Московские музыканты всегда творили вне рамок и, фактически, вне концепций.

Между тем, герои повествования, «московские философы» (как их иногда называли), скромно воздерживаются от оценки своих молодых коллег по московской рок-сцене. Ссылаясь, чаше всего, на недостаточное владение современной ситуацией. Однако, несомненно, есть веши, которые их и огорчают, и радуют.

Андрей Макаревич
Я не могу оценить московскую рок-сцену, во-первых, потому что я не музыкальный критик и не в моих правилах публично обсуждать своих коллег. Во-вторых, у меня нет полной объективной картины того, что происходит, потому что мне просто некогда за этим следить. У меня слишком много времени отнимает собственная работа. Я никогда не верил, что в этой стране вообще возможна такая вещь, как клубы. Где ночью играют команды, люди их слушают, никто никому не бьет морду. И не приходят менты вязать. Поэтому действительность превосходит самые смелые ожидания. Я страшно рад, что в Москве много клубов. И это сразу породило огромное количество клубных команд. Их ведь не было не так давно. Я далеко не все их знаю. Но я захожу в какой-то клубик и вижу, что висит расписание на месяц. Там ни одно название не повторяется, а половину имен я вообще вижу впервые. Слава Богу, что они есть. Если они не очень хорошие, может, завтра станут лучше.
Евгений Маргулис
Как раньше было много говна, так и сейчас. В принципе, ничего не изменилось. Есть хорошие музыканты, есть плохие. Плохих я не слушаю. Найк Борзов очень милый. Я его знаю давно, и он мне очень нравится. Михей нравится. Гарик Сукачев нравится. Есть достойные люди.
Александр Кутиков
Я никогда и раньше не оценивал своих коллег по цеху, не буду оценивать и сейчас. Единственное, что я хотел сказать, наблюдая за нашими телевизионными музыкальными программами, — хотелось бы, чтобы люди, которые их ведут, или принимают в них участие, знали больше. Я имею в виду общую музыкальную эрудицию. Скажем, говорить о рок-музыке желательно, зная ее все-таки, не начиная, скажем, с 80-го или с 85-го года. Желательно знать ее хотя бы года с 53-го. И, соответственно, рассуждать, исходя из этих знаний. А очень часто мне становится смешно и грустно, когда молодые люди, вроде бы красиво говорящие, говорят такие глупости...
Алексей Романов
Я, собственно, не слежу за современной московской рок-сценой. Я знаю, что она постоянно меняется. Бывают, думаю, и сейчас такие пики, когда много народу тянется к кому-то. Естественно, кто-то лучше, кто-то хуже. Отсев происходит естественным образом. И остаются самые ярые, самые убежденные. В конце концов, это всегда одно и то же.
Андрей Сапунов
Я за московской рок-сценой не наблюдаю, если честно. Раньше она была представлена узко, раньше был азарт ходить на концерты. Концертов-то было мало, на самом деле, и все группы были наперечет. Сколько их там было? Всего ничего. Сейчас же все гораздо более
широко представлено... Сидели мы прошлым летом в каком-то ресторанчике, там был фестиваль, выступали разные ритм-н-блюзовые команды. Мне очень понравилось, как люди играют. Раньше так профессионально не играли.

Наверх



НАШИ ПАРТНЕРЫ

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100 TopList